Меню

DSC03653

DSC03645

Ваш шанс на спасение

 «Приходите, покатаем, под сиреной полетаем», - предлагает в шуточной «Песне врача «скорой помощи» Александр Розенбаум. Для того, чтобы увидеть, как на самом деле работают бригады Липецкой областной станции скорой медицинской помощи и медицины катастроф,  наш обозреватель отправилась на их дежурство.

«112» – экстренные вызовы

Мы привыкли к тому, что в чрезвычайных ситуациях надо звонить «01», «02», «03», «04». Теперь к ним добавился номер «112». Липецкая область одной из первых начала внедрять  систему «единого окна».  В нашем регионе она действует с  мая 2016 года,  окончательная «госприемка»  назначена на октябрь 2017 года. Что это означает? Вызов экстренных оперативных служб:  осуществляется по принципу «одного окна»: после звонка на этот номер к месту происшествия прибудут, в зависимости от ситуации, служба полиции или ГИБДД УВД Липецкой области; служба медицины катастроф областной скорой помощи, подразделения  пожарной охраны;  специалисты МЧС, аварийная служба газовой сети; «Антитеррор».  Или сразу несколько из них одновременно. Номер «112» доступен бесплатно как с фиксированных, так и с мобильных телефонов. Пока что можно звонить и по номерам «01», «02», «03», «04».

На липецкой станции «скорой помощи», помимо линейных бригад, есть специализированные: анастезиологии-реанимации, педиатрическая, бригада «медицины катастроф» и т. д. Для того чтоб диспетчеру было проще разобраться, какой специалист нужен по конкретному вызову, надо постараться максимально точно  сообщить о случившемся.

Еще один диспетчер, сообщаясь по рации с машинами «скорой помощи» и «медицины катастроф»,  отслеживает время прохождения вызова: во сколько поступил сигнал с просьбой о помощи, когда выехала и прибыла на место бригада, и чем завершился вызов, в какую больницу доставили потерпевшего и больного. 

Полезная информация:

Если вы  вызываете «скорую помощь» или службу «медицины катастроф», то прежде всего, сообщите номер телефона, с которого звоните (это необходимо в случаях разъединения звонка, чтобы связаться с вызывающим и уточнить информацию, которую не успели записать); сообщите пол больного; приблизительный возраст; что случилось; когда случилось; какие проявления заставили вызвать «скорую»;  что вы предприняли. Сообщите адрес, где находится больной (если на улице, надо указать значимые ориентиры; при вызове на квартиру - место ближайшего заезда к дому, номер подъезда, этажа, кодового замка); фамилию вызывающего. Подробные ответы на эти вопросы помогут бригаде «скорой» быстрее приехать к больному или пострадавшему.

В случае ДТП обязательно надо указать примерное количество пострадавших, есть ли среди них дети, какова тяжесть состояния участников аварии и т.д. Если что-либо произошло с вами или вашими знакомыми, у вас имеется транспорт и состояние больного позволяет самостоятельно добраться до близлежащего стационара, то вы можете это сделать, не дожидаясь приезда бригады «скорой помощи». В любом стационаре области вас примут и окажут первую помощь, а при необходимости госпитализируют.

Бригада Мухачева

Мне повезло.   Дежурить с «медициной катастроф» Липецкой скорой помощи мне выпало с бригадой  Алексея Леонидовича Мухачева. В его постоянной команде  -  две медсестры-анестезисты  – Светлана Попадьина  и Любовь Комолых. Все трое –  профессионалы с большой буквы.   Алексей Леонидович проходил службу в ОВД, был врачом сводного отряда ППС УВД Липецкой области в Чечне.  «Отработал «окопным доктором» за четыре командировки в общей сложности год», - рассказывает он. Врач –анестезиолог реаниматолог  Алексей Мухачев  – подполковник внутренней службы в отставке.   В «медицине катастроф» - с 2012 года.

Медсестры  прежде работали в  Грязинской ЦРБ, сначала в хирургическом отделении, потом -  в отделении анестезиологии и реанимации. Практика колоссальная и опыт – тоже.   

- Анестезисты – это нечто вроде медицинской элиты, работать интересно, - рассказывает Любовь. - Конечно, в операционной чем-то проще - все нужное «под рукой», заранее разложено. А у нас -   в укладках.

Таких «укладок» – чемоданов среднего и больше размера, на вызов берут с собой семь: реанимационная укладка, инфузионнаяя, перевязочная, переносной баллон с кислородом, ЭКГ, фельдшерская сумка…  Попробовала поднять – не так-то и легко! Каждая тянет на 5-7 килограмм, не меньше! 

Помимо этого  в автомобиле – специальное оборудование. В том числе -   автоматическое устройство для сердечно-легочной реанимации Lucas. Мне показали, как оно работает. Если при остановке сердца делается непрямой массаж вручную, то уже через 7-8 минут из-за физического напряжения частота продавливания грудной клетки на нужную глубину нарушается, врач – не автомат. А прибор Lucas обеспечивает  100 компрессий в минуту и оптимальную глубину вдавливания грудной клетки – 5-7см., сохраняя одинаковую продолжительность циклов компрессии-декомпрессии без устали. Автоматизация процесса по запуску сердечной мышцы уже ни одному  липчанину жизнь спасла!

Первая помощь. Советы от доктора

 - Когда мы сдавали экзамен на  право вождение, то отвечали и на  вопросы по оказанию первой медицинской помощи при ДТП, -  напоминает доктор Мухачев. – И каждый, в принципе,  знает, что делать, надо просто не отмахиваться от чужой беды. В современной автомобильной аптечке нет уже таблеток, но жгуты и перевязочные материалы. Если вы видите ДТП, мало того, чтобы проезжая мимо, вызвать по сотовому «скорую». Остановитесь, окажите первую помощь пострадавшему: прежде всего, помогите ему выти из машины - в любую минуту может взорваться бензобак. Если травма тяжелая и пострадавший  лежит лицом вниз, переверните его  на спину или на бок, чтобы облегчить дыхание. При венозном кровотечении – потребуется тугая повязка, при артериальном – жгут. И обязательно разговаривайте с пострадавшим, узнайте, что у него болит – это поможет ему оставаться в сознании, а вам – передать более четкие данные «скорой».…. Все эти правила, повторюсь, входят в экзамена ГИБДД на получение водительского удостоверения. Но про них почему –то мало кто помнит...  У нас был случай, когда вызвали на трассу, место не уточнили: «А мы просто мимо ехали»…  С большим трудом мы разыскали машину в кювете. Спускаемся … а водитель ушел. Он обошелся без травм и отправился искать эвакуатор. А мы напрасно время потеряли, хотя могли другому человеку помочь.

Еще был случай – позвонили с поселка Матырский. Мы выехали на место: ливень хлещет, пожилая женщина в луже сидит, рядом – несколько кусков хозяйственного мыла. Запах алкоголя. «Я люблю кошек, собак и выпить», - сказала.  Рядом – ребята, которые нас вызвали. «Что же вы бабулю из лужи-то сами не вытащили и под навес на скамейку не перевели?» Им просто пачкаться не хотелось, для этой простой манипуляции «медицина катастроф» понадобилась….   

Пусть лучше дача чем, чем кафе

 «Существует общая статистика, - рассказывает доктор. - Если общее количество ДТП с пострадавшими снижается, то количество пострадавших в тяжелой степени либо умерших на месте увеличивается. Почему это происходит? Увеличивается интенсивность движения,  скорость автомобилей, участилось  агрессивное поведение на дороге. Большое значение имеют погодные условия.  Туман, ливни и гололед – факторы, которые заметно влияют на количество ДТП, -  исходя из  своей врачебной практики, считает  доктор. – Случился гололед или сильный ливень, не искушай судьбу, остановись на обочине, пережди, или вовсе не выезжай на машине».

- Но больше всего поражает, когда  ДТП совершаются на ровной дороге и при хорошей видимости, когда, казалось, бы, ничего не располагает к аварии, - сетует он.  – Недавно выезжали на трассу Липецк-Мичуринск.  «Деу – Матисс» среди бела дня на совершенно ровном участке упал в кювет и врезался в поваленное дерево. Водитель на 20 метров вылетел через лобовое стекло, спасти его не удалось, а женщину –пассажира в больницу доставили…

Наибольшие хлопоты  врачам, как выяснилось,  доставляют не те, кто едет на дачу. А те, кто остается в городе, где множество  кафе, пивных и ресторанов. А еще – беззаботность и надежда на «авось», которая у всех  у нас  в менталитете…  «Мы, взрослые, к примеру,  часто повторяем своим детям: даже если ты вступил на пешеходный переход, то посмотри налево, посмотри направо, нет ли машин, а сами почему-то забываем об этом. Примерно так же – во всем остальном». 

Правило «Золотого часа»

При выезде на ДТП действует «правило золотого часа». 20 минут выделяется машине «медицины катастроф», чтобы доехать до места, минимум  – чтобы осмотреть пострадавшего и оказать ему помощь,  доставить его в лечебное учреждение. Бывает, что затрачивается больше времени. Но этот расклад – оптимальный, он увеличивает шансы пострадавшего на выживание.

По вызову «112» мы выехали на место аварии, которая произошла  не доезжая до моста в районе бывшего Трубного завода, и уложились в «золотой час». На ДТП прибыли  на 3-5 минут раньше сотрудников ГИБДД. Столкнулись два легковых автомобиля. При взгляде на «девятку» сразу было очевидно, что её пассажир не  был  пристёгнут ремнем безопасности  – на лобовом стекле – трещины  диаметром не меньше 20 сантиметров, так сильно в него ударились  головой.

Пострадавшая - 19-летняя девушка,  у неё  заметные ссадины на голове и на ноге… И, конечно, она сильно взволнована.

В автомобиле «медицины катастроф» доктор Мухачев произвел ряд манипуляций, диагносцируя её состояние, извлек из кожи  мелкие осколки стекла, обработал ссадины. Причем, я искренне любовалась не только слаженными действиями бригады, но, прежде всего, их  неподдельным сочувствием. Помимо врачебной помощи, Алексей Леонидович  действовал как опытный психолог. Девушка отказалась от обезболивающего и от госпитализации, хотя врач считал что надо, как минимум, сделать снимок голени. Про себя я подумала о том, что это её решение поспешно, принято в состоянии шока, позже  ей все же придется ехать в больницу, только теперь уже самостоятельно.     

 «Светофоры, дайте визу, едет «скорая» на вызов…»

Водитель «медицины катастроф» Александр Каковкин, с которым мы   бесстрашно ехали по встречной полосе, включив мигалку и сирену, объяснил свои действия так: «В Липецке все больше «пробок» в час пик, особенно, на кольце Трубного. А нам медлить нельзя, счет идет на минуты. Водители на «встречной быстрее видят огни и мою мигалку», останавливаются и пропускают…».

Александр, как пришел домой после армии, так и работает на «скорой», этой осенью будет  22 года. «Зарплата невысокая, но ведь спасаем людей, и я ощущаю себя частичкой этого великого дела», - говорит он просто.  Работа водителя «медицины катастроф» требует особой квалификации и мастерства. Раз в год – очередной экзамен на знание правил дорожного движения и  обучение  на семинаре. И предельно высокая концентрация внимания. Поэтому, если бригада медиков дежурит 24 часа, то водитель – 12. За смену их меняется два.  

«Автопарк у нас хороший, езжу на «Пежо», - продолжает Александр. -  Хочу напомнить автомобилистам, что они должны уступать нам дорогу - бывает и так, что включишь сирену, а они не слышат, из салонов музыка гремит. К   жильцам частных домов и муниципальным властям  убедительная просьба – проследить за тем, чтобы  таблички с адресом на домах были со стороны проезжей части. В новых микрорайонах особенно трудно, тем более, если вызов поступил ночью,  теряется драгоценное время…»

Наибольшее количество вызовов, по словам медиков,  приходится на ДТП, в них чаще попадают люди среднего возраста, наиболее активная часть населения,  или «столетние» дедушки, которые едут на своих «копейках», и при этом ничего не видят и не слышат». У работающих людей случается производственный травматизм. В летний период –  утопления,  разные возрасты, на выезд  одновременно вызывают и спасателей.    Выбрасываются из окон – молодые, любовь или что-то еще. Бывает  асфикция – подавился, захлебнулся, повесился; ножевые ранения, электротравмы.

Суицид – проблема медико-социальная. Суицидные вызовы делятся на  истинные и ложные: «Бывает, что напьются активированного угля с анафероном. По правилам,  сразу после имени отчества и фамилии, мы должны спросить: вы согласны на помощь, она вам нужна?»  Выезжаем на место, спрашиваем согласия на осмотр или подпись, а «пациент» – в отказ».

Итоги дежурства

Признаюсь, когда получила задание редакции написать о «медицине катастроф», то весьма призадумалась. Воображение рисовало страшные картины из  блокбастеров. «Смогу ли я все это увиденное выдержать? - думалось. А то самым неприличным образом хлопнусь в обморок, и только медикам лишние хлопоты доставлю.  Как потом этим  жить, что будет сниться, да и могу ли заснуть в принципе?»  И как только врачи и медсестры  забывают  картины происходящего?  Такие вот малодушные мысли. Но Господь милостив. В  наше дежурство произошло только 2 ДТП, и оба – без госпитализации. Один вызов – с черепно-мозговой травмой. Приехали на место одновременно с сотрудниками полиции. Возле подъезда – лужа крови, а «пациент»  сбежал. Еще один вызов – к лежащему возле многоэтажек на травке мужчине. Тронули его за плечо – ответил, что поругался с женой, поспит еще часок на воздухе, и восвояси отправится…

Да. Повезло нашему городу в этот день остаться без происшествий, а мне, на сей раз, сохранить свои нервы. Но такие «счастливые дежурства», как мне сказали, бывают не часто.     

-  Мы берем  с ДТП или из квартиры любого с признаками жизни, - рассказывает доктор Мухачев. -   Но  случаются  травмы, с ней несовместимые.  Агония, предсмертные судороги… - Тяжело, когда видишь серьезные травмы, тяжело, когда пациенты умирают в машине, -  Как к этому привыкнуть? Я  так и не смог… Работаю здесь, потому что мы выросли в СССР и нас учили: надо думать сначала о родине, потом – о себе. Приносить пользу. Надо просто любить свою работу. Помогать людям даже вопреки их желаниям.

Послесловие

…Дописала эту статью, встала из-за стола с чувством выполненного долга, потянулась,  выглянула в окно – а там …. ДТП. Сколько лет живу здесь, такого прежде не случалось.  Сбит маленький мальчик, посреди дороги, на разделительной полосе сидит, кричит отчаянно-громко. Меня сразу заколотило. Не помня себя,  набрала «112», стала что-то сбивчиво лепетать в трубку. А мне в ответ: «женщина – успокойтесь, ответьте на наши вопросы». Не сразу сообразила, что от меня требуется. Накинула кофту, понеслась ,без лифта,  вниз по лестнице. А там уже собрались люди.   Останавливаются машины, предлагают свою помощь, отвезти в больницу.  Из ноги у мальчика течет кровь, он продолжает истошно кричать от боли, 2-3 женщины разговаривают с ним, успокаивают, гладят по голове. Пришла  старшая сестра пострадавшего, послали за мамой. Каждая минута кажется вечностью, у меня руки трясутся, хочу еще раз набрать «скорую», а сотовый дома забыла. Подхожу к первому встречному, не разбирая лиц,  оказывается это мой знакомый:  «дай телефон, надо позвонить». «Да я уже вызвал скорую», - и сам вне себя. С ужасом узнаю, что именно он сбил ребёнка,  «Тойота-внедорожник» рядом стоит. «Я только со светофора свернул, здесь и разогнаться-то негде. Мальчик бежал через дорогу, за ним кто-то гнался, может, играли, прямо из-под колес выскочил, я его за встречными машинами  увидеть не мог»…

Приехали сотрудники ГИБДД, «скорая». Ребенка положили на носилки, отнесли в машину для осмотра и госпитализации в больницу. Диагноз  - открытый перелом голени, сотрясение головного мозга. Мальчику вкололи обезболивающее, он  успокоился.  Подошла его мама, увидела сына, и ей тут же стало плохо. Дали нашатырь. Посадили  вместе с сестрой в машину, «скорая» уехала.  На месте ЧС остались водитель и сотрудники ГИБДД. Прохожие потихоньку стали расходиться. Я тоже,  на негнущихся ногах,  отправилась домой, сознавая, что по-другому  прочувствовала и еще больше оценила труд  «скорой помощи». Думая об этом, я  многократно  воздала дань  мужеству людей, сотрудников ГИБДД, медиков,  других служб быстрого реагирования,  которые каждый день спасают человеческие жизни….    

Татьяна Щеглова

Фото автора  

Газета «Липецкие известия», №31(1395) от 2.08. 2017